Охотники за душамиЮжный Казахстан оккупировали нетрадиционные секты Масштабами
этой проблемы давно обеспокоены местные органы власти: она не раз
выносилась на повестку дня различных заседаний, круглых столов и т. п.
мероприятий (о чем неоднократно писали «Известия»). О законности
деятельности религиозных объединений нетрадиционных конфессий шла речь
и на последнем заседании координационного совета правоохранительных
органов Южно-Казахстанской области.
Общая ситуация выглядит следующим образом: сегодня ЮКО
лидирует по числу религиозных объединений в республике. На юг
приходится 18,5 процента от их общего количества в стране. Всего в
области зарегистрировано 619 объединений, у 34 из них, как выявили
работники прокуратуры, отсутствует регистрация. Более 80 процентов
местного населения исповедует ислам, широко представлено и православное
христианство (19 приходов). В последнее время набирает размах
протестантизм: евангельские христиане-баптисты, «Свидетели Иеговы»,
адвентисты седьмого дня, Новоапостольская церковь, пятидесятники.
Зарегистрировано 22 пресвитерианских формирования, среди которых самые
известные – «Сун Бок Ым», «Грейс» и «Эммануил».
О том, что вызывает особую тревогу правоохранительных
органов, наш корреспондент Лаура Копжасарова побеседовала с первым
заместителем прокурора Южно-Казахстанской области Бериком Асыловым.
– В нашем регионе активно усиливают позиции корейские
миссионеры. Они открыли в Чимкенте крупные теологические учебные
заведения: евангельский институт «Елим» (единственный в республике вуз
подобного типа в РК создан и функционирует на средства «Сун Бок Ым») и
две семинарии – «Елим» и «Юго-запад», – рассказывает Берик Асылов. –
Они активизировали подготовку проповедников. Причем институт «Елим»
выпускает уже не только для работы в общинах нашей, но и Джамбулской,
Кзыл-Ординской областей, Астаны, а также стран СНГ (Узбекистан, Россия,
Белоруссия, Таджикистан). Учеба бесплатная в течение трех-четырех лет.
Выпускников – бакалавров и магистров богословия – трудоустраивают
проповедниками с фиксированной заработной платой в100-150 долларов.
Если кто-то отказывается ехать по распределению, его лишают «духовной
благодати» – переводят в разряд рядовых прихожан без денежного
содержания. Стремление к карьерному росту, жесткая дисциплина, жажда
завоевать авторитет у корейских «отцов» – все это активно насаждается в
этой среде. Главное требование – приобщить к вере как можно больше
последователей.
В целом деятельность местных корейских церквей не
противоречит казахстанскому законодательству. Вместе с тем имеет
негативные социально-правовые и психологические последствия. В
частности, процесс формирования личности верующего ограничивается
рамками самосознания данной религиозной общины, где отсутствуют
представления о гражданственности, казахстанском патриотизме,
пропагандируется полная политическая индифферентность, присутствует
ярко выраженная религиозная дистанция по отношению к родным и близким,
нивелируется этническое самосознание, которое растворяется в
религиозном самосознании группы. Корейские миссионеры активно насаждают
культ полного и беспрекословного подчинения духовному лидеру – как
правило, руководителю или основателю церкви, личность которого
наделяется сверхъестественными способностями.
– А как обстоит дело с пресловутыми «Свидетелями Иеговы»?
Ведь именно их деятельность вызывает самое большое недовольство
чиновников, имамов, обычных граждан. Как мы знаем, у нас были и
«антииеговистские» акции протеста, а общественное объединение «Отан-ел»
и вовсе объявило им открытую войну. – Усиление влияния в нашем регионе РО «Свидетели Иеговы»
действительно не может не беспокоить. Эту религию исповедуют около пяти
тысяч южноказахстанцев. Их общины работают практически во всех крупных
населенных пунктах – в Чимкенте, Туркестане, Кентау, Ленгере,
Сары-Агаче, Жетысае, Аксукенте и Рыскулово. Одно из главных направлений
их деятельности – борьба с православием. Секта объявляет сатанинскими
все без исключения основы православия, в то же время относит себя к
истинному христианству. Иеговисты не поклоняются иконам, крестам,
статуям. Единственный праздник, который они признают, – это день смерти
Иисуса Христа. Иеговисты отрицают любое земное правительство, службу в
армии, присягу, государственные праздники. Это религиозное объединение
считается одним из самых агрессивных, тоталитарных, не терпящих
инакомыслия, члены которого должны отдавать полный и чистосердечный
отчет своему руководителю. Не поощряется любое светское образование,
утверждается негативное отношение к любой мирской работе, если она
мешает полной отдаче служению Иегове.
Нам известно, что в начале июля прошлого года руководство
центра религиозной организации «Свидетели Иеговы» Казахстана (г. Есик,
Алма-Атинская область) направило во все филиалы рекомендации о
необходимости строгого следования нормам и требованиям, принятым в этой
секте. Центром выражена обеспокоенность по поводу прохождения верующими
службы в казахстанской армии. В этой связи рекомендуется привлекать в
секту директоров школ, чтобы впоследствии через них лоббировать свои
интересы. Иеговисты против переливания человеку крови. В республике,
да и в самом Чимкенте, были случаи гибели людей именно по этой причине.
Для «Свидетелей Иеговы» характерен активный прозелитизм (обращение в
свою веру последователей иных конфессий), что вызывает недовольство
представителей традиционных религиозных течений и создает почву для
конфликтов на межконфессиональной основе.
– Есть ли еще нетрадиционные течения, деятельность которых может спровоцировать конфликты на этой почве?
– Набирает обороты религиозное течение «Союз евангельских
христиан-баптистов», активно вербующий в свои ряды лиц коренной
национальности. Такая тенденция неоднозначно воспринимается
мусульманской частью населения и духовенством. Катализатором могут
выступать появившиеся христианские общины, состоящие исключительно из
представителей национальностей, исповедующих ислам. Среди них –
евангельский центр «Шындык» (г. Жетысай), казахская церковь «Сеним» (г.
Чимкент), узбекская «Нажаткор» (г. Кентау), а также
незарегистрированные церкви «Акикат», «Адилет», «Умид», появившиеся в
последние три года. Деятельность религиозных объединений нетрадиционного
характера требует немалых денег, – продолжает зампрокурора. – Но
источники финансирования и их истинное предназначение остаются тайной
за семью печатями. В прошлом году мерами прокурорского реагирования
ликвидирован частный фонд «Косар» и религиозное объединение «Тохид»,
которые на средства, поступавшие из Ирана, обучали студентов
Казахско-Арабского университета в Чимкенте канонам ислама, призывая к
священной войне – джихаду – против неверных. Руководитель фонда
гражданин Ирана выдворен из Казахстана. По нашей инициативе прекратило
образовательную деятельность медресе «Убайн ибн кааб» в Сары- Агачском
районе. Призвали к ответу и жителя Туркестана, организовавшего в своем
доме медресе для детей.
– Какие выводы были сделаны координационным советом?
– Координационный совет признал недостаточной работу
правоохранительных органов области по предупреждению распространения
религиозного экстремизма и сепаратизма. Слабо работают по
предупреждению и выявлению таких фактов и другие уполномоченные
структуры. Противодействие, к сожалению, сводится к составлению планов
мероприятий и формальным отпискам об исполнении. К примеру, в одном из
районов области при исполнительном органе был создан совет по связям с
религиозными объединениями, утвержден план, который, как показала
проверка, не обновлялся в течение двух лет. Выбор вероисповедания – личное дело каждого, – подчеркнул в
заключение беседы Берик Асылов. – Но нельзя допускать, чтобы
религиозные объединения вместо консолидации сеяли межнациональный и
межконфессиональный раздор в нашем обществе. 10 март 2006
Источник: http://www.izvestia.kz/news.php?date=10-03-06&number=19 |