Так ли уж нужен нам Иисус Христос в век атома, генетики,
информации и космических полётов? Подобные вопросы задает себе
обыватель. А стоит ли удивляться? Мы ведь привыкли, что в нашем мире
все меняется и устаревает. Зачастую взгляды одного и того же мыслителя
в течение жизни меняются настолько, что невольно спрашиваешь себя, тот
ли это человек? Достаточно вспомнить трансформацию взглядов отца
«Капитала», когда страстный сторонник Гегеля стал его критиком.
Все философские системы устаревали. В нашем изменчивом мире изменяются
даже мировые религии. Христианство проделало большой путь от катакомб
до имперской религии, и от нее — к Реформации. Менялись формы,
устройство Церкви, но неизменной остается истина, проповедуемая
христианской Церковью, ибо это истина о неизменной любви Бога к людям,
явленной в Иисусе Христе. Иисус Христос остается верным и неизменным. О
Господе в Библии сказано: «Ты — тот же» [1]. Любое изменение — признак
несовершенства. Изменение связано либо с совершенствованием, либо с
утратой совершенства. Христос совершенен во всём, потому что Его
совершенство Божественной природы. Христос не находится в процессе
становления, как каждый из нас. Никто и ничто не заставит Его изменить
Себе. Григорий Нисский в четвёртом столетии писал: «Божество не
подлежит превратностям и изменениям, так как нет ничего такого, что
было бы лучше Его и во что Оно могло бы преложиться» [2].
Говоря о неизменности Иисуса Христа, мы отнюдь не утверждаем, что Он
статичен и замкнут в Своём совершенстве. Христос исполнен творчества.
Но даже при колоссальной творческой отдаче Он не изменяется, не
иссякает и не перестает Себя отдавать. Он изменяет всё, к чему Он
прикасается, но Его изменить не может ничто. Рассудком трудно постичь
неизменность Христа, так как всё творение, в том числе и сам человек,
произошли из ничего — в ничто они и превратятся, если не сохранит их
неизменный Бог. В Иисусе Христе сочетается вечность и время,
постоянство и движение, древность и актуальность, божественное и
человеческое. «Я — Господь, я не изменяюсь» [3].
К сожалению, религиозные люди, стараясь как бы «помочь» Богу предстать
перед миром неизменным, «обрядили» Его в древность, «заморозили» в
культуре первого столетия или, в лучшем случае, Средневековья. Не
потому ли наши современники, живущие в полосе обгона и привыкающие к
кредитным карточкам и сотовым телефонам, считают вечного, неизменного
Христа не поспевающим за жизнью, а потому и не стоящим внимания
современного человека? Проблема мнимой неактуальности Христа кроется не
в Иисусе, но в том, что религиозные люди, возможно, с самыми благими
намерениями, представляют Христа застывшим во времени.
Но человек-то хочет найти неизменного и одновременно актуального Бога.
Чаадаев П. Я. написал когда-то: «Если бы в те времена, когда я искал
религии, я встретил бы в окружающей меня среде готовую, я наверное
принял бы её; но не найдя таковой, я принуждён был принять исповедание
Фенелонов, Паскалей, Лейбницов и Бэконов» [4]. Певец Александр Малинин,
наш современник, выражает в песне чаяния человека: «Дай Бог найти живым
Христа... Дай Бог ну хоть немного Бога...» [5].
Христос, пребывавший в необъятной вечности, приняв образ человека и
прожив краткую земную жизнь, отмеченную подвигом распятия и торжеством
воскресения, продолжает Своё безначальное бытие в человеческой истории.
Для христиан всех веков Господь Иисус Христос остается их
Современником, потому что Христос несет им спасительную истину,
актуальную именно для их времени, ее надо только услышать и понять.
Сегодня христианин ХХI столетия повторяет вслед за древним Иовом: «Я
знаю, Искупитель мой жив» [6].
В наше время культура находится в кризисе постмодернизма. Почему в
кризисе? Эта культура ниспровергает абсолюты, предлагая взамен игры и
самовыражение. Она освобождает разум человека от старых стереотипов, но
для чего? У Христа есть слово и для современного человека: хочешь быть
свободным — познай истину. Сомневаешься в возможности познания вообще?
Господь ободряет: ищите и найдете, стучите — и отворят вам.
Постмодернизм склоняет человека к игре ради игры. Христос
— к свободному сотворчеству, результаты которого скажутся и в далеком
будущем. Будущее у культуры есть только со Христом. Постмодернистское
ниспровергательство может избавить от ложных стереотипов, но наполнить
жизнь подлинным, вневременным смыслом может только Спаситель.
Господь Иисус Христос современен в Своих делах. Кто-то, возможно,
скажет: «Так где же Христос? Чем занят Он сегодня? Где можно встретить
Его?» сегодня Христос делает то же, что делал при земной жизни.
Различие лишь в том, что Христос проявляет Себя в делах верующих в Него
людей, объединённых в Тело Его, пребывающее во всём мире, — в Церковь.
В земной жизни Христос был Апостолом [7], Пророком [8], Благовестником,
Пастырем, Учителем. Для продолжения труда и осуществления Своих
извечных замыслов в последующие века Сам Христос Духом Святым «поставил
одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями
и учителями» в Церкви. [9] Всё, что Христос совершал во время земной
жизни, сегодня совершает благодатью Его Церковь. «Верующий в Меня,
дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит...» [10].
Дело Христа совершается в новостройках Москвы и в джунглях Амазонии.
Обширность труда современной Церкви превосходит во много раз объём
служения Христа в земной деятельности.
Господь Иисус Христос продолжает делать Свои дела в современном
обществе через людей, принадлежащих к разным слоям общества, имеющих
разные профессии, людей разного возраста: детей, молодых, взрослых и
пожилых. Примечательно, что в Новом Завете самые видные и активные
последователи Христа — не монахи и не священники, но обычные люди:
рыбаки, таможенники, пастухи и разнорабочие. Христос и сегодня
продолжает через таких людей актуальное служение благовестия,
наставничества, душепопечительства и вспоможения.
Сегодня Христос также спасает и преображает человека, как и на
страницах Евангелий.
Человек — в глубине души — стремится к совершенству, как внешне, так и
внутренне. Не потому ли непомерно растёт число салонов красоты, занятий
по аэробике и шейпингу, стоматологических кабинетов, парикмахерских и
клиник пластической хирургии? Людям хочется быть здоровыми и красивыми.
Не потому ли многие умы человечества заняты вопросами
усовершенствования человека?
Сможет ли человек подняться над своими пороками, одиночеством,
смертностью? Человек стремиться любыми путями уйти от своего
несовершенства — стать сверхчеловеком. Не потому ли человек заворожен
идеей клонирования?
Некоторые учёные исповедуют трансгуманизм, то есть философию науки,
которая изыскивает возможности усовершенствования человека. С помощью
биологических и иных технологий они рассчитывают вывести человека
высшего класса. Приверженцы идей трансгуманизма не ждут милости ни от
природы, ни от Божества, но прилагают все усилия, чтобы ускорить
процесс эволюции и довести человека до стадии пост-гуманоида. Биолог Ли
Сильвер в книге «Переделывая Эдем» [12] пишет, что через какую-нибудь
сотню лет генетики создадут качественно новый вид человекообразных. Это
существо будет либо полностью синтетическим, либо биосинтетическим.
Человеку надоело быть человеком, подверженным порокам и смертности; ему
хочется новой жизни.
Бог, видя трагедию современного человека и его желание реализовать свой
потенциал, предлагает единственную возможность стать новым человеком.
Христос сказал: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам
родиться свыше» [13]. Ведь по природе человек грешен; сознательно живёт
вразрез с требованиями вечного Бога, и тем самым, деградирует и губит
себя. Все попытки искусственно остановить этот процесс не дали желаемых
результатов.
Сын Божий стал человеком для того, чтобы грешный человек мог стать
чадом Божьим. Искупительная смерть Христа на Голгофе и Его воскресение
создали все необходимые условия для духовного преобразования грешника.
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши,
праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом» [14].
Люди всех столетий усваивают через преображающее действие Святого Духа
новую жизнь во Христе. Рождение свыше — это действие святого Бога в
душе человека, в результате чего руководящий принцип его души
становится святым, в человеке возрождается образ Божий. «Кто во Христе,
тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» [15]. Возрождённый
становится качественно новым человеком. Руководящий святой принцип души
под воздействием Святого Духа задаёт новые мысли, новые цели, новую
нравственность. В процессе преображения Святым Духом, возрождённый
обновляется по образу Христа «от славы в славу» [16].
Современный человек не может позволить себе такую роскошь, чтобы
пренебречь Христом. «Ибо нет другого имени под небом, данного
человекам, которым надлежало бы нам спастись» [17]. В его же интересах
предоставить Иисусу право стать центральной Личностью жизни во всех её
измерениях. Получив разрешение человека на действие, Иисус проявит Себя
в жизни человека. При этом Христос не навязывает Своей помощи.
Для примирения с Богом человеку нужно покаяться, уверовать во Христа и
жить по Его учению. Святой Дух в этом ему поможет. Дай Бог, чтобы
человечество вняло словам любви Спасителя, ибо в Нём единственная его
надежда. Господь Иисус Христос — Современник всех эпох, и конечно же
нашей!
Виктор Гамм
Источники
1. Псалтырь 101:28. Цитаты из Библии приводятся по русскому
синодальному переводу.
2. См.: Архимандрит Алипий Догматическое богословие. М., 1997, с. 79.
3. Книга пророка Малахии 3:6.
4. См.: Таранов П.С. Анатомия мудрости. Симферополь, 1997, т.2, с. 526.
5. А.Малинин Лучшие песни, ЗеКо рекордс, 1996.
6. Книга Иова 19:25.
7. В послании к Евреям (3:1) русское слово «Посланник» в греческом
подлиннике выражено словом «апостол».
8. Евангелие от Иоанна 6:14.
9. Послание к Ефесянам 4:11.
10. Евангелие от Иоанна 14:12.
11. Евангелие от Иоанна 14:6.
12. Remaking Eden: Cloning and Beyond in a Brave New World. Lee Silver;
Avon 1998.
13. Евангелие от Иоанна 3:7.
14. Первое послание Петра 3:18.
15. Второе послание к Коринфянам 5:17.
16. Второе послание к Коринфянам 3:18.
17. Деяния апостолов 4:12.
Приветствую вас братья и сестры!!! Я очень рад видеть вас здесь! А ещё больше рад наш Господь Бог! Мой сайт сделан с целью показать жизнь христиан. На моём сайте вы найдете много интересного, а может вы найдете здесь и ответы на давно задаваемые вопросы. Пусть Бог благословит вас! Люблю вас любовью Иисуса Христа! Ким Александр (SBG_KIMAK)